Автомобильная промышленность видится одной из самых перспективных отраслей для проектов виртуальной и дополненной реальности.
Наивно полагать, что VR/AR технологии появились только вместе с Oculus Rift, Google Glass или Leap Motion. Они тоже произвели революцию, но именно тем, что сделали устройства виртуальной реальности доступными. Начиналось все намного раньше.
Комплект «шлем + перчатки» под названием RB2 стоил 100 тысяч долларов и был не по карману обычному пользователю. 1984-ый год.
В NASA вели свою разработку шлемов виртуальной реальности с датчиками слежения. 1985-ый год.
Для Sega Genesis хотели выпускать свой шлем виртуальной реальности — но из-за резкой критики пользователей проект заморозили. 1993-й год.
В Массачусетском технологическом институте велись работы по созданию первого шлема дополненной реальности. Тяжелая конструкция частично крепилась к потолку. 1968-ой год.
Уже прототипы 40-летней давности в целом напоминали сегодняшние шлемы виртуальной реальности от Oculus, HTC, Sony и т.д.
Но и сегодня остаются актуальными барьеры, которые всегда мешали VR/AR устройствам завоевать массовый рынок:
Слишком высокая стоимость самих устройств.
Громоздкость, неавтономность (необходимо подключать устройство к внешним вычислительным мощностям, чтобы получить эффект).
Отсутствие драйвера: привлекательного контента (приложений, игр, видеоконтента), ради которых потребители готовы были бы приобретать недешевое устройство.
Низкая осведомленность общественности о самой технологии (сегодняшний Oculus Rift критикуют практически за то же, за что и Sega VR 30 лет назад).
В целом индустрии предрекают светлое будущее — уже сейчас зарегистрировано более 600 стартапов виртуальной реальности со средней оценкой в 4,5 миллиона долларов, более миллиона часов VR-роликов было просмотрено на Gear VR от Samsung, приложение Google Cardboard скачали более 10 миллионов раз. Про VR-канал Pornhub и VR-игры вы тоже слышали. По прогнозам к 2018 году персональными VR-устройствами будут пользоваться более 170 миллионов человек по всему миру.
Автомобильная промышленность, которая всегда была на острие прогресса, может дать необходимый импульс для популяризации этих технологий.
Причин несколько:
Автопром — это гонка технологий, особенно если речь идет о премиум-сегменте. Будь то infotainment-системы или бескамерные шины Tweel — автоконцерны будут пробовать многообещающие технические новшества. Ладно, CD-плееры — исключение.
На автомобильном рынке традиционно агрессивный маркетинг, а рекламные кампании должны демонстрировать технологичность брендов — поэтому любая тренд-технология будет использоваться.
У автопрома есть деньги на эксперименты с модными технологиями. Это тоже немаловажно.
Автопром уже сегодня выполняет важную для VR/AR функцию: внедряет технологии в комплексе (технология + решение) и «принудительно» знакомит потребителя с технологией как с полезным сервисом.
Перечислим, какое применение нашли VR/AR технологии в автомобильной промышленности сегодня
Маркетологи вынуждены быть изобретательными, чтобы выбиться из общего рекламного шума. Поэтому VR/AR технологии быстро нашли применение в рекламе.
Причем маркетинг иногда просто эксплуатирует модный термин, выдавая за AR то, что им не является. Пример — в 2015-ом Skoda провела рекламную кампанию для своей Fabia: фактически просто стенд с автомобилем и стойка с дисплеем, где можно кастомизировать цвет и некоторые элементы кузова.
Куда более технологичный пример использования AR — концепция автосалонов с дополненной реальностью (Volvo и Microsoft Hololens)
Еще один шаг в будущее автосалонов — приложения для AR-тюнинга Ferrari. Из устройств — только обычный планшет и приложение, никаких очков. Возможности — виртуальный тюнинг, демонстрация работы автомобиля «изнутри».
Audi выбрала себе другого партнера, Samsung Gear VR — и предлагает сделать тест-драйв, не покидая салона.
Renault использовала Oculus Rift, чтобы позволить всем посетителям выставки в Амстердаме провести виртуальный тест-драйв новой модели минивэна Espase — причем в формате «4D» (за реальные ощущения, вроде дуновений ветра, отвечала группа ассистентов на площадке).
Похожее решение предложил Lexus для RC F — в виде приложения для очков Oculus.
Еще один путь применения AR в автопроме — дополненная реальность печатных носителей.
Например, российская компания PlayDisplay предлагает выпускать подобные открытки:
Похожее решение другого разработчика, демонстрируемое на примере Audi:
Наши клиенты, 1Reality, тоже поставляют свой AR-сервис нескольким крупным автобрендам.
Пример из издательского дела: журнал «За рулем» практиковал дополненную реальность, однако сегодня официальные приложения для AR удалены из AppStore и Google Play.
Такие решения позволяют «видеть» машину внутри, заглянуть под капот не открывая его. Пока что существуют на уровне концепта, хотя и довольно любопытного.
Концепт Bosch использует данные с датчиков автомобиля, чтобы показывать «начинку» в реальном времени:
Технология становится более применимой именно к сервисному обслуживанию, если задействовать смарт-очки — тогда у человека нет необходимости держать перед собой планшет и он может выполнять ручную работу, ориентируясь на AR-подсказки. Получается такое AR-руководство по починке автомобиля.
Мы не заметили, как HUD перекочевали из разряда «инди-стартапы на кикстартере» в разряд «повсеместное внедрение автопроизводителями».
Такие разработки уже представили самые разные производители. Например, Hyundai:
Или Ford, использующий AR-технологии стартапа Mishor:
С той же AR-компанией сотрудничает Mercedes. Проекционные дисплеи в свое время представляли Pioneer, Harmann и другие компании, связанные с автопромом.
Носимые технологии не могли обойти стороной автопроизводителей. Сам формат дополненной реальности в очках вызывает некоторые сомнения — например, использовать очки во время вождения для навигации кажется не самой удачной затеей (когда есть HUD). В то же время некоторые операции становятся проще именно со смарт-очками (приведенные выше примеры с «прозрачным капотом» это подтверждают).
Как бы то ни было, General Motors тестирует Google Glass с 2014-го. А, пожалуй, самое громкое заявление сделали в BMW — когда анонсировали смарт-очки, разработанные специально для MINI:
Эта группа решает проблему плохой видимости. Самые популярные решаемые задачи — помочь водителю «видеть» сквозь непрозрачные элементы конструкции кузова (борьба с проблемой «слепых зон»).
Land Rover внедряет эту фантастическую технологию в автомобили Jaguar:
Кроме того существует стартап STS (See-through system) с глобальными амбициями: оснастить все автомобили камерами, тем самым позволив водителям «заглянуть» за идущую неподалеку фуру с помощью дополненной реальности:
Общие тенденции на рынке автомобильного AR/VR:
спад интереса к технологии смарт-очков.
повсеместное внедрение AR-интерфейсов, HUD.
объединение автобрендов с производителями AR/VR-технологий, кросс-PR.
смещение акцентов с премиум-сегмента на более доступный, но для технически продвинутых потребителей.
В целом рынок автомобильной промышленности — один из самых интегрированных с технологиями VR/AR, если не считать индустрию развлечений и в частности игр. Но у автопрома большой потенциал — именно он может стать одним из ведущих драйверов к дальнейшему развитию рынка.
Любая технология, которая немного опережает время, сначала находит массовое применение в сфере развлечений, и только потом — в сферах с практической пользой для человека. Так, например, когда пришла мода на летающих дронов, изначально их использовали исключительно как предмет развлечения — с ними устраивали гонки и розыгрыши, это была дорогая необычная игрушка. И только потом к дронам начала присматриваться киноиндустрия и тот же Amazon.