Студия Михаила Кечинова

ruen
Навигация
Главная Разработка для автомобильных информационно-развлекательных систем — следующий тренд?

Разработка для автомобильных информационно-развлекательных систем — следующий тренд?

Всякий раз, когда вы видите в заголовке вопрос, обычно ответом на этот вопрос является большое жирное «нет». Однако если речь заходит о разработке ПО для автомобильных информационно-развлекательных систем (будем иногда употреблять ИРС для краткости), таких, как Android Auto и Apple Carplay, все не так однозначно. Если у вас есть пара минут, я постараюсь объяснить, почему.

Мы все слышали разговоры об автономных автомобилях «без водителя» многие годы, а многие из нас имели возможность протестировать некоторые зачаточные версии таких технологий, которые медленно прорубали себе дорогу к мейнстримовым автомобилям. Эта статья не имеет с ними ничего общего по следующим причинам: автономные автомобили — это все еще дело многих лет работы, они будут закрыты для разработки и они не будут создавать новый рынок для программистов, конечно, если вы не хотите, чтобы вашему автомобилю делал параллельную парковку код 16-летнего фрилансера за 5 долларов в час.

Тем не менее, автомобили с информационно-развлекательными системами следующего поколения откроют возможности на нескольких фронтах. Если у вас уже есть информационно-развлекательная система с сенсорным экраном и GPS, пожалуйста, примите мои соболезнования — эта штука устареет так же, как Nokia 3310 по сравнению с iPhone.

Некстген информационно-развлекательные системы — это как смартфоны по сравнению с обычными сотовыми телефонами.

Я знаю, что это смелое заявление, и многие из вас не согласятся со мной, но я хотел бы начать на провокационной ноте. Я сделаю все возможное, чтобы переубедить вас, и, если я потерплю неудачу, не стесняйтесь и скажите мне об этом.

Эволюция информационно-развлекательных систем или ее отсутствие

Так что не так с нынешним поколением информационно-развлекательных и навигационных автомобильных систем? Почему многие из нас решили их не покупать? Почему мы не видим развития в этой нише?

Ответ — сочетание технических и экономических соображений. Потребительские технологии устаревают за несколько лет: два продуктовых цикла сменилось для смартфонов и и три-четыре для десктопных ПК и ноутбуков. Обычно устаревание происходит за период от двух до пяти лет. Естественно, когда продукт устаревает, его жизненный цикл продолжается.

Автомобильная индустрия работает по-другому: очень немногие из нас идут и покупают новую машину также часто. Многие автомобили продаются с трех- и пятилетней гарантией, так что большинство людей вряд ли продадут их за это время. Машины обычно служат десятилетие и больше и их нельзя проапгрейдить, как настольный ПК или загрузить OTA-обновление, как в случае со смартфонами.

Но почему бы автопроизводителям просто не выпустить технологию, которая используется в планшетах и телефонах? Зачем в машины до сих пор ставят дорогие панели, тогда как дешевле было бы заменить их на дисплей высокого разрешения, который используется в любом планшете за 200 долларов? Ответ прост: он не будет работать.

Автомобильная электроника слишком далека от потребительской. Они могут быть основаны на аналогичной архитектуре чипа, они должны быть более прочными. В отличие от вашего iPad, информационно-развлекательная система вашего авто должна выживать в очень враждебной среде, в условиях постоянных нагрузок и вытекающих проблем:

  • Постоянные колебания и сила тяжести.
  • Чрезвычайно высокие и низкие температуры.
  • Высокий уровень влажности или случайные брызги воды.
  • Среднее время безотказной работы должно быть гораздо больше.
  • Такие устройства должны быть безаварийными.
  • Система должна быть интегрирована с множеством других компонентов.
  • Должны быть решены правовые вопросы.

Я мог бы дополнить этот список, но, думаю, что и этого достаточно: у автомобильных ИРС и iPad не так много общего.

Хорошие новости — разработчики не должны беспокоиться, автомобильные компании, которые хотят откусить свою часть от этого развивающегося рынка, обратятся к ним в любом случае. А дальше дело за старыми добрыми чипами и операционными системами: работают ли они в ПК, смартфоне, смарт-тостере или умном автомобиле — они говорят на одном языке и все исполняют код.

Какие технологии скоро будут в наших автомобилях?

Такие тяжеловесы, как Apple, Google, Texas Instruments и Nvidia уже вышли на этот рынок. Вы уже можете купить автомобили, оснащенные одной из этих систем, а некоторые решения, такие, как ИРС на базе Nvidia Tegra, существуют на рынке многие годы.

Следующий очевидный шаг — сделать эти платформы доступными, получить больше брендов и потребителей.

Google Android Auto и Apple CarPlay обязаны доминировать в этой области. Если хотите сравнительный анализ этих систем, то посмотрите статью на CNET.

Сегодня эти платформы не имеют много общего с «машиной без водителя», автономными автомобилями или как вы их там называете. Они всего лишь являются заменой для «немой» ИРС, которые мы имеем сегодня. Вот аналогия, которая поможет помочь ситуацию: следующее поколение информационно-развлекательных систем относится к текущему, как смартфоны к обычным мобильным телефонам. Они имеют куда больший потенциал для дальнейшего развития, интеграции с другими сервисами, быстрого широкополосного соединения и т.д.

С точки зрения аппаратного обеспечения, мы увидим наиболее мощные SoC-решения (однокристальные системы), способные обеспечить 4G, потрясающую графику, улучшенные возможности GPS и даже некоторые передовые функции, вроде отслеживания движения.

Например, Nvidia пытается усилить свои GPU-технологии, чтобы позволить водителям пользоваться отслеживанием движения для лучшей осведомленности о ситуации на дороге. Это не значит, что в итоге мы придем к «автомобилю без водителя», но технология поможет высматривать препятствия на парковке, автомобили в слепых зонах и так далее. Последние процессоры Nvidia Tegra имеют 192 графических ядра, или CUDA-ядра, если точнее. Грядущие модели Tegra будут укомплектованы 256 ядрами.

Даже нынешнее поколение устройств достаточно мощное для развития автономных автомобилей, не говоря уже об элементарных функций отслеживания движения. Если вас интересуют технические подробности, почитайте блог Nvidia.

По-настоящему хорошие новости: промышленность сможет использовать огромные объемы CUDA-кода, разработанного для дискретных видеокарт. Он будет также работать на мобильных платформах Nvidia. Плохая новость заключается в том, что Android Auto и Apple CarPlay просто не будет использовать этот потенциал (по крайней мере, пока), Вместо этого они будут работать как «второй экран» нашего смартфона.

Итого: оборудование не будет проблемой.

Что это значит для разработчиков?

К этому моменту многие из вас, вероятно, задали этот вопрос. Потенциал для сторонних разработчиков на этих платформах будет ограничен, люди не будут использовать их для серфинга по интернету или игр. Размеры рынка останутся ограниченными в течение долгих лет и рост будет медленным из-за длительного жизненного цикла продукции.

По оценке ABI Research приложение Apple CarPlay установят в 24 миллиона автомобилей, поставленных на рынок в 2019. Исследователи также говорят о том, что развитие Android Car будет «более агрессивным, чем CarPlay». В любом случае эти цифры не выглядят слишком захватывающими, по крайней мере, не с нашей точки зрения. Более миллиарда смартфонов продаются каждый год, так что цифра в 50 миллионов автомобилей с ИРС через четыре года не выглядит впечатляющей. В то же время эти автомобили будут на наших дорогах более 10 лет, в то время, как смарфтоны будут заменены уже через 2-3 года. Несмотря на общие небольшие объемы, рынок ИРС будет расти и к концу десятилетия мы будем иметь пару сотен миллионов автомобилей с ИРС. Теперь звучит чуточку более заманчиво, правда?

База пользователей долгие годы будет ограничена, но это всё в итоге сводится к качеству, а не количеству. То есть покупая Audi за 50 тысяч с новой ИРС вы можете себе позволить несколько приложений премиум-класса для новой игрушки. Это не тот случай, когда сотни миллионов пользователей смартфонов просто не пользуются платными приложениями.

Но что собираются разрабатывать для ИРС в первую очередь?

Если быть честным, то не так много. Несмотря на обилие аппаратных и программных возможностей, первое время они будут использоваться как «второй» экран для наших мобильных устройств. В этом нет ничего плохого, разработчики уже используют таким образом носимые гаджеты.

Это значит, что в конечном счете мы столкнемся с двумя подходами:

  • Стандартные мобильные приложения, которые будут использовать ИРС как второй экран.
  • Приложения, разработанные специально для ИРС.

На ИРС, помимо стандартных приложений, будет бессмысленно адаптировать большинство мобильных приложений: игры, фитнес-трекеры, ридеры, социальные приложения — очень немногие из них будут иметь смысл а автомобиле.

Второй подход выглядит более сложным, но и может оказаться более прибыльным в перспективе. Пока что не существует приложения, которое бы интегрировало смартфон и ИРС. И подумайте, что лучше: сделать приложение, которым пользуется 10% всех ИРС или 0,1% пользователей iPhone?

Но что остается для сторонних разработчиков? На самом деле мы должны задать себе вопрос: чем мы хотели бы пользоваться во время вождения? Это несколько видов сервисов:

  • Карты и навигация.
  • Голосовые вызовы и сообщения.
  • Уведомления.
  • Музыка и радио.
  • Голосовой контроль.

Понятно, что большая часть этого делают основные приложения, но всегда есть место для совершенствования.

Создание возможностей для малых разработчиков

Ситуация не оставляет много места для небольших сторонних разработчиков и стартапов. Им придется проявить творчество, чтобы внедриться в новые ниши.

Это очевидная проблема, так как независимые разработчики могут быть очень гибкими, нести инновации, они — неотъемлемая часть любой экосистемы приложений. Тем не менее, мы не говорим, что для них совсем нет места. Проблемой, скорее, будет монетизация, так как стартапы и независимые разработчики не смогут полагаться на рекламу. Даже если бы они и могли, этот источник был бы несущественным из-за малой базы пользователей и из-за того, что такие приложения будут использоваться реже, чем их собратья с мобильных устройств. Часть предустановленных приложений будет бесплатной, а вхождение на новый рынок — дорогим, что еще сильнее заставит разработчиков не рисковать. Существует также вероятность того, что лидеры отрасли постараются искусственно подогреть рынок субсидиями, но об этом пока рано говорить.

Лично я осторожный пессимист. Мы увидим людей с хорошими идеями для новых платформ. Им будет непросто, но кто рискует — тот и попадает в яблочко, создавая успешные продукты.

Итак, давайте посмотрим, какие ниши должны быть заняты в будущем:

  • Дорожная безопасность.
  • Безопасность и страхование ответственности.
  • Приложения для автомобильных энтузиастов.
  • Приложения для экономии топлива.
  • Здоровье и эргономика.

Безопасность — это то, что всегда хорошо продается, так что независимым разработчикам стоит сосредоточиться на покрытии тех функций, которые не покрывают стандартные приложения.

Например, как насчет приложения, которое будет собирать анонимную информацию о средней скорости транспортных средств, которые движутся по определенному участку дороги? Данные хранятся в облаке, распределяются по типам транспортного средства и дорожным условиям, а в конечном счете водителя информируют о том, насколько безопасен данный участок. Опыт других водителей, знакомых с этим участком дороги, используется, чтобы предупредить новичков.

Зачем разрабатывать для Apple CarPlay и Android Auto

Если вам интересно попробовать себя в автомобильной нише и если вы хотите во всем разобраться — официальные страницы для разработчиков кажутся очевидным местом для старта.

Страничка для разработчиков Android Auto предлагает множество полезных ресурсов. Google предлагает четкие гайды для разработки интерфейса под ИРС, разработки мессенджеров, аудио-приложений и т.д.

У Apple CarPlay не так много ресурсов, по крайней мере, сейчас. Обе платформы пока находятся в начале пути, поэтому понятно, почему объем документации ограничен.

На первый взгляд обе платформы похожи, но Google кажется более гибким. Но так как обе развиваются, пока рано судить о том, кто возьмет первое место. Я уже говорил, что по прогнозам обе платформы будут равны с точки зрения объема продаж.

Тем не менее, есть несколько соображений, которые разработчики должны иметь в виду. Поскольку жизненный цикл этих продуктов будет гораздо больше, пользователи будут жить с тем, что они имеют, годами. Это не так важно, когда вы покупаете планшет за 300 долларов, но существенно, когда покупаете машину за 300 000 долларов. Вероятно, производители будут «подсаживать» потребителя на определенную ОС ИРС, заставляя его думать об операционке при выборе автомобиля. Конечно, многие автопроизводители поддерживают обе платформы (как опцию), но это не элегантное решение.

Что насчет старых автомобилей? Хорошая новость: в них тоже можно поставить CarPlay или Android Auto, правда, это будет не дешевым удовольствием. Хотя рано или поздно Китай начнет делать аналоги за пару сотен долларов.

В любом случае, несмотря на ограничения и медленное развитие, умные автомобильные платформы займут значительную нишу на рынке к концу десятилетия. Производители автомобилей и оборудования сделают несколько миллиардов долларов, но потенциал для разработчиков останется ограниченным еще в течение нескольких лет.