Как-то мы писали о том, почему начинать tech-стартап сразу с набора собственной команды — это большой риск. На старте важно продемонстрировать прототип продукта, обосновать его ценность перед инвесторами, но если вы кроме самого продукта заняты непрерывным поиском кадров, менеджментом команды, мотивацией — запуск просто будет откладываться на неопределенный срок.
Есть альтернативный путь, о котором мы тоже уже упоминали: аутсорсинг команды разработки. Причем оптимальный сценарий — это не случайно найденные в интернете программисты и дизайнеры, а аутсорс полностью укомплектованной и сработавшейся команды «в аренду».
Мировой и российский опыт подтверждает, что аутсорсинг разработки, как на ранних стадиях проекта, так и во время его роста — отлично работающая модель. Приводим примеры стартапов, которые развивались именно по такой схеме и добились успеха.
Коллективный чат Slack набирает популярность, сегодня продукт оценивается в 3 миллиарда долларов. На ранних этапах компания использовала аутсорс-разработчиков.
Сегодня Skype — одно из самых популярных средств связи по интернету. Компания начинала без собственной команды программистов, программную часть выполнила аутсорс-команда из Эстонии. Компания была куплена Microsoft за 8,5 миллиарда долларов.
Крупнейших хостинг и среда совместной разработки для ИТ-проектов, Github, использовал работу программистов-аутсорсеров. Это позволило ему быстро нарастить функционал и в 2008-ом стать «Лучшим стартап-дебютом» по версии TechCrunch. Сегодня компания оценивается в 2 миллиарда долларов.
Basecamp, один из самых популярных инструментов для управления проектами. Что примечательно, в процессе работы над продуктом был создан фреймворк Ruby on Rails, который сегодня считается оптимальным решением для разработки стартапов.
С самого начала MySQL практикует стратегию: использование преимущественно аутсорс-персонала из разных стран.
E-commerce платформа в сфере цифровой дистрибуции AppSumo работает по модели «предложение дня» и имеет около 700 000 активных подписчиков и оценивается в 2 миллиона долларов. Начиналось всё с найма пакистанского разработчика за 50 $ (нужно было сделать на сайте кнопку PayPal), с тех пор очень многие специалисты компании работали по аутсорс-модели: программисты, маркетологи и контент-специалисты.
Платформа электронной коммерции Fab за год выросла с 175 тысяч до 10 миллионов пользователей за год. Стоимость компании оценивали в 1 миллиард долларов, а за рекордные инвестиции за один раунд для компании составили 105 миллионов. Компания прибегла к помощи аутсорс-команды разработчиков на этапе роста.
Klout анализирует социальные связи и измеряет влияние в социальных сетях. Перед запуском компания полагалась на силы множества аутсорс-разработчиков.
Сервис Staff.com, предлагающий услуги аутсорсинга компаниям, сам развивается по этой же модели.
Рекрутинг-приложение для Facebook, BranchOut, было целиком сделано на аутсорсе. Компания привлекала суммарно 49 миллионов долларов инвестиций.
Владельцы чистых IT-компаний часто используют аутсорс-разработчиков из разных стран для развития продукта. Как это делает Opera Software.
Джек Ма и Пэн Мэй, основатели «китайского eBay» Alibaba, отдали разработку на аутсорс в самом начале пути компании. Сосредоточенность на бизнесе и стратегии помогла им построить ту компанию, что мы знаем сегодня.
Можно подумать, что только западные компании практикуют аутсорсинг технической части стартапа, но это не так. Например, сервис онлайн-бронирования туров HipWay был разработан на аутсорсе нашей командой, мобильное приложение для КупиКупон — аналогично.
Как понять, что вам нужен аутсорс
Начать стоит с самого главного — самоидентификации. Определите для себя, на каком этапе развития находится ваша компания. Если это одна из следующих, то аренду готовой команды стоит рассмотреть как решение:
Ранняя стадия. Всё, что у вас есть фактически — идея и подробная детализация, как эту идею вы собираетесь реализовать. Без технических подробностей — тут всё в гипотезах. Чтобы не тратить время на наращивание экспертизы в незнакомой вам области — стоит обратиться к аутсорсерам. Еще момент: технологические стартапы очень сильно завязаны на самих технологиях, так что консультация эксперта точно не будет лишней: в нашей практике предостаточно случаев, когда идея проекта корректировалась на ходу, так как сталкивалась с реальностью технологий.
Стадия начала роста. Даже если до этого вы пользовались собственной командой, вас, вероятнее всего, просто не хватит на оперативный найм и обучение кадров для быстрого развития проекта. Однако брать первую более-менее приглядную команду не стоит: вы собираетесь пустить их в отстроенную систему вашего продукта и бизнеса, поэтому обязателен опыт разработки именно стартапов. Такие «команды в аренду» — это набор всех нужных специалистов в одном флаконе, с опытным проект-менеджером, дизайнерами и разработчиками.
Преимущество команды в аренду еще и в том, что это — гибкий инструмент. Вы можете подобрать команду с нужным вам набором скиллов, вместо того, чтобы обучать своих (а это долго и дорого). Как только команда перестанет отвечать задачам следующего этапа — ее можно расширить за счет дополнительных ресурсов подрядчика. Или вовсе заменить на другую — например, если работу над веб-сервисом вы закончили, а текущий этап развития предполагает запуск нативного Android-приложения.
Гибкость — это вообще про аутсорс. Если у вас нет потребности в собственной команде 8 часов в день — можете договориться с аутсорс-командой на почасовой лимит. Или вообще работать по time&material и платить строго за сделанный объем, по мере возникновения задач.
И, конечно, нужно понимать, что аутсорсинг — это не залог успеха всех этих компаний выше. Качественный (и своевременный) аутсорсинг — это только правильный тактический выбор.