Обычно если поднимается тема мобильных приложений для электронной коммерции, то всё сводится к банальному обсуждению его плюсов и минусов. Говорят о том, что приложение умеет работать в автономном режиме, имеет высокую степень персонализации, может присылать push-и даже на заблокированный экран. И козырь — имеет полный доступ к функциям устройства: например, вычисляет, что пользователь в данный момент проходит мимо витрины оффлайн-магазина, и присылает ему приглашение зайти.
Если бы приложение как канал продаж было идеальным, каждый магазин уже сделал бы себе по такому — но минусов тоже достаточно: высокая стоимость, необходимость запускаться и продвигаться на нескольких платформах сразу. В этой статье обо всё написано, если интересуетесь.
Фактически магазин получает еще одну витрину, только в смартфонах-планшетах. С легкой оптимизацией под мобильных пользователей. Стоит ли оно того — вопрос весьма спорный. Можно с меньшими затратами запустить мобильную версию и попробовать себя в мобильных продажах.
У пользователей тоже сомнительная мотивация скачивать приложение: ради надоедливых пушей? Современные сайты (даже без адаптивных и мобильных версий) вполне сносно работают на планшетах и смартфонах. Приложение, через которое ты делаешь покупки максимум раз в месяц, и которое никакого дополнительного УТП предложить не может — быстро улетает в корзину, когда заканчивается место для фотографий.
Посему получается, что приложения есть только у топовых магазинов (вроде Юлмарта или Wildberries) — для остальных выгоднее адаптировать основной сайт под мобильных пользователей.
Но на мобильные приложения магазинов можно посмотреть под другим углом. Как на дополнительный сервис. Разница вот такая:
Типичное приложение интернет-магазина | Приложение-сервис |
Просто еще один каталог с функцией заказа, только внутри приложения, а не сайта. | Полезное приложение, которое «между делом» продает товары из каталога пользователю. |
Пример: приложение — каталог спортивного питания. Сам выбрал, положил в корзину, оплатил, купил. | Пример: приложение — график тренировок. Выбираешь цели, периодичность и продолжительность тренировок, оставляешь свои физиологические параметры, получаешь список подходящего тебе спортпитания. Которое можно купить через это же приложение. |
Разница огромная. Первое приложение — просто магазин. Второе приложение — сервис для целевой аудитории, пользователям интересно установить приложение ради самого сервиса, а покупки рассматриваются ими как приятный бонус.
Пользователь «подсаживается» на покупки через приложения не потому, что оно удобнее сайта, а потому, что оно дает возможность делать покупки «между делом», не меняя контекста. Это, как нам кажется, будущее мобильного e-commerce.
Недавно закончили работу над мобильным приложением магазина Ochkov.net — полный кейс можно почитать у нас в блоге. Коротко суть:
Есть интернет-магазин контактных линз, 50 брендов, свои склады, несколько филиалов, большой выбор.
Была проанализирована специфика продаж линз: периодические покупки раз в месяц, слабо меняющиеся предпочтения покупателей.
Была предложена модель продаж линз по подписке (подробнее о такой модели): один раз оформил — получаешь новую партию каждый месяц.
Был разработан мобильный сервис: напоминание о том, что линзы пора менять (частая проблема: потребители забывают, когда меняли линзы в последний раз).
Таким образом, главным инструментом привлечения пользователей стал не «каталог внутри приложения», а совсем другая модель — полезный сервис напоминаний, с помощью которого также можно покупать товары в удобной для потребителя форме.
Такая модель (сервис+продажа) подходит интернет-магазину, если:
Товар приобретается регулярно.
Предпочтения потребителей не меняются или меняются незначительно с течением времени.
Потребители нуждаются в онлайн-сервисе, которым удобно пользоваться с мобильных устройств.
Потребителям не принципиально, где покупать товар: в интернете или в традиционном оффлайне.
Магазин делает доставку не только в пределах города или региона.
Приведем еще несколько идей, какие приложения-сервисы можно сделать для других сегментов электронной коммерции.
Каждое приложение-сервис подразумевает, что внутри него можно оформить и оплатить заказ, как в обычном интернет-магазине.
Сегмент |
Проблема потребителя |
Идея мобильного сервиса |
Продукты питания |
Некоторые продукты заканчиваются в самый неподходящий момент, следить за всеми не всегда получается. |
Приложение, которые использует Big Data и данные об истории покупок, чтобы напоминать о необходимости пополнить запасы. |
Спортивное питание |
Не каждый может подобрать себе питание самостоятельно, тренеры не всегда объективны (продвигают определенный бренд). |
Пользователь настраивает свою программу тренировок, заполняет данные о себе, приложение предлагает разные наборы спортивного питания с доставкой. |
Видеоигры |
Рекомендации в магазинах цифровой дистрибуции часто строятся на непонятных алгоритмах (например, магазин Play Station всегда предлагает купить самые топовые игры вне зависимости от предпочтений потребителя). |
Приложение, которое использует данные о просмотрах игр на Youtube и Twitch, и рекомендует релевантные игры по категориям «похожее», «смотревшие это, купили товар» и т.д. |
Расходники для детского творчества |
Человек, который занимается творчеством «для удовольствия» не разбирается в материалах, брендах. |
Приложение с иллюстрированными уроками по детскому творчеству, к каждому уроку рекомендуются оптимальные материалы с возможностью оформить заказ на них. |
Автохимия |
Потребители забывают, когда в последний раз меняли масло, фильтры. |
Приложение с календарем плановых замен расходных материалов в автомобиле и push-напоминаниями. Локатор ближайших автосервисов. |
Подарки и цветы |
Вечная проблема: что купить в подарок. |
Приложение с календарем праздников, напоминаниями и готовыми идеями для подарков с доставкой. Наборы для корпоративных подарков на 8 марта, Новый год, 23 февраля. |
Косметика и товары по уходу за телом |
Проблема совместимости с особенностями организма. |
Интерактивные тесты для подбора оптимальных товаров с учетом предрасположенности к аллергиям, типа кожи и волос; товары рекомендуются с учетом бренд-предпочтений и истории прошлых покупок. Отраслевой алгоритм для сегмента косметики. |
Аналогичные сервисы можно придумать для любых сегментнов с периодичными или сезонными покупками: корма для животных, офисная канцелярия, товары для дачи.
Их общая черта — заинтересованность потребителя во вспомогательном сервисе. Еще одна — пользователю не важно, где покупать товар, его интересует цена и удобство (чтобы товар доставлялся до двери).
Несомненный плюс подобных приложений-сервисов — уникальное торговое предложение для магазина и покупки без смены контекста для пользователя.
Минус — придется конкурировать с аналогичными сервисами в сторах.
Во всяком случае, такое приложение можно гибко подстроить под бюджет, сделать только основные функции, в отличие от приложения-магазина. Надо пробовать, одним словом.
Почитать по теме: