Студия Михаила Кечинова

ruen
Навигация
Главная Другая модель мобильного e-commerce

Другая модель мобильного e-commerce

Обычно если поднимается тема мобильных приложений для электронной коммерции, то всё сводится к банальному обсуждению его плюсов и минусов. Говорят о том, что приложение умеет работать в автономном режиме, имеет высокую степень персонализации, может присылать push-и даже на заблокированный экран. И козырь — имеет полный доступ к функциям устройства: например, вычисляет, что пользователь в данный момент проходит мимо витрины оффлайн-магазина, и присылает ему приглашение зайти.

Если бы приложение как канал продаж было идеальным, каждый магазин уже сделал бы себе по такому — но минусов тоже достаточно: высокая стоимость, необходимость запускаться и продвигаться на нескольких платформах сразу. В этой статье обо всё написано, если интересуетесь.

Те же яйца, вид сбоку

Фактически магазин получает еще одну витрину, только в смартфонах-планшетах. С легкой оптимизацией под мобильных пользователей. Стоит ли оно того — вопрос весьма спорный. Можно с меньшими затратами запустить мобильную версию и попробовать себя в мобильных продажах.

У пользователей тоже сомнительная мотивация скачивать приложение: ради надоедливых пушей? Современные сайты (даже без адаптивных и мобильных версий) вполне сносно работают на планшетах и смартфонах. Приложение, через которое ты делаешь покупки максимум раз в месяц, и которое никакого дополнительного УТП предложить не может — быстро улетает в корзину, когда заканчивается место для фотографий.

Посему получается, что приложения есть только у топовых магазинов (вроде Юлмарта или Wildberries) — для остальных выгоднее адаптировать основной сайт под мобильных пользователей.

Просто вы не умеете их готовить

Но на мобильные приложения магазинов можно посмотреть под другим углом. Как на дополнительный сервис. Разница вот такая:

Типичное приложение интернет-магазина Приложение-сервис
Просто еще один каталог с функцией заказа, только внутри приложения, а не сайта. Полезное приложение, которое «между делом» продает товары из каталога пользователю.
Пример: приложение — каталог спортивного питания. Сам выбрал, положил в корзину, оплатил, купил. Пример: приложение — график тренировок. Выбираешь цели, периодичность и продолжительность тренировок, оставляешь свои физиологические параметры, получаешь список подходящего тебе спортпитания. Которое можно купить через это же приложение.

Разница огромная. Первое приложение — просто магазин. Второе приложение — сервис для целевой аудитории, пользователям интересно установить приложение ради самого сервиса, а покупки рассматриваются ими как приятный бонус.

Пользователь «подсаживается» на покупки через приложения не потому, что оно удобнее сайта, а потому, что оно дает возможность делать покупки «между делом», не меняя контекста. Это, как нам кажется, будущее мобильного e-commerce.

Живой пример: мобильное приложение Очков.нет

Недавно закончили работу над мобильным приложением магазина Ochkov.net — полный кейс можно почитать у нас в блоге. Коротко суть:

  • Есть интернет-магазин контактных линз, 50 брендов, свои склады, несколько филиалов, большой выбор.

  • Была проанализирована специфика продаж линз: периодические покупки раз в месяц, слабо меняющиеся предпочтения покупателей.

  • Была предложена модель продаж линз по подписке (подробнее о такой модели): один раз оформил — получаешь новую партию каждый месяц.

  • Был разработан мобильный сервис: напоминание о том, что линзы пора менять (частая проблема: потребители забывают, когда меняли линзы в последний раз).

Таким образом, главным инструментом привлечения пользователей стал не «каталог внутри приложения», а совсем другая модель — полезный сервис напоминаний, с помощью которого также можно покупать товары в удобной для потребителя форме.

Такая модель (сервис+продажа) подходит интернет-магазину, если:

  1. Товар приобретается регулярно.

  2. Предпочтения потребителей не меняются или меняются незначительно с течением времени.

  3. Потребители нуждаются в онлайн-сервисе, которым удобно пользоваться с мобильных устройств.

  4. Потребителям не принципиально, где покупать товар: в интернете или в традиционном оффлайне.

  5. Магазин делает доставку не только в пределах города или региона.

Приведем еще несколько идей, какие приложения-сервисы можно сделать для других сегментов электронной коммерции.

Идеи мобильных приложений-сервисов, который еще и продают

Каждое приложение-сервис подразумевает, что внутри него можно оформить и оплатить заказ, как в обычном интернет-магазине.

Сегмент

Проблема потребителя

Идея мобильного сервиса

Продукты питания

Некоторые продукты заканчиваются в самый неподходящий момент, следить за всеми не всегда получается.

Приложение, которые использует Big Data и данные об истории покупок, чтобы напоминать о необходимости пополнить запасы.

Спортивное питание

Не каждый может подобрать себе питание самостоятельно, тренеры не всегда объективны (продвигают определенный бренд).

Пользователь настраивает свою программу тренировок, заполняет данные о себе, приложение предлагает разные наборы спортивного питания с доставкой.

Видеоигры

Рекомендации в магазинах цифровой дистрибуции часто строятся на непонятных алгоритмах (например, магазин Play Station всегда предлагает купить самые топовые игры вне зависимости от предпочтений потребителя).

Приложение, которое использует данные о просмотрах игр на Youtube и Twitch, и рекомендует релевантные игры по категориям «похожее», «смотревшие это, купили товар» и т.д.

Расходники для детского творчества

Человек, который занимается творчеством «для удовольствия» не разбирается в материалах, брендах.

Приложение с иллюстрированными уроками по детскому творчеству, к каждому уроку рекомендуются оптимальные материалы с возможностью оформить заказ на них.

Автохимия

Потребители забывают, когда в последний раз меняли масло, фильтры.

Приложение с календарем плановых замен расходных материалов в автомобиле и push-напоминаниями. Локатор ближайших автосервисов.

Подарки и цветы

Вечная проблема: что купить в подарок.

Приложение с календарем праздников, напоминаниями и готовыми идеями для подарков с доставкой. Наборы для корпоративных подарков на 8 марта, Новый год, 23 февраля.

Косметика и товары по уходу за телом

Проблема совместимости с особенностями организма.

Интерактивные тесты для подбора оптимальных товаров с учетом предрасположенности к аллергиям, типа кожи и волос; товары рекомендуются с учетом бренд-предпочтений и истории прошлых покупок. Отраслевой алгоритм для сегмента косметики.

Аналогичные сервисы можно придумать для любых сегментнов с периодичными или сезонными покупками: корма для животных, офисная канцелярия, товары для дачи.

Их общая черта — заинтересованность потребителя во вспомогательном сервисе. Еще одна — пользователю не важно, где покупать товар, его интересует цена и удобство (чтобы товар доставлялся до двери).

Несомненный плюс подобных приложений-сервисов — уникальное торговое предложение для магазина и покупки без смены контекста для пользователя.

Минус — придется конкурировать с аналогичными сервисами в сторах.

Во всяком случае, такое приложение можно гибко подстроить под бюджет, сделать только основные функции, в отличие от приложения-магазина. Надо пробовать, одним словом.

Почитать по теме:

  1. История разработки приложения-сервиса Ochkov.net.

  2. Как работает модель продаж товаров по подписке.

  3. Мобильное приложение для магазина: за и против.

  4. Как сделать, чтобы ваши push-и не блокировали пользователи.