Каждая студия со специализацией на стартапах и сложных интернет-проектах по много раз в день слышит одни и те же вопросы от заказчиков. И терпеливо на них отвечает. Тот факт, что вопросов не становится меньше, да и сама их суть особо не меняется год от года — и подтолкнул нас к написанию этой статьи.
Можно воспринимать ее как FAQ для авторов ИТ-стартапов.
Вообще команда ИТ-стартапа — это один из самых рисковых его компонентов. Какой она должна быть?
Во-первых, укомплектованной. Это значит, что в команду должны входить техлид, бэкенд- и фронтенд-разработчики, дизайнер, тестировщик, системный администратор, менеджер. С другой стороны, чем меньше команда, тем больше функций совмещает в себе один человек — это в общем-то неплохо, но только на самых ранних стадиях проекта, когда важно быстро сделать первую версию, не тратя время на бюрократию, процессы и дотошное планирование.
Во-вторых, сработавшейся. Внутрикомандные недопонимания — как песок в часовом механизме. Конечно, со временем любая команда способна “притереться”, но последствия от самого процесса очень непредсказуемые.
В-третьих, (желательно) собранной в одном помещении. Но это уже вопрос отдельного пункта.
Бывает несколько типов команд, у каждой есть особенности:
Распределенная команда. Когда дизайнер в Киеве, программисты в Мумбаи, а вы в Москве. Или наоборот, не суть важно.
Несомненные плюсы такой команды:
Минусов тоже хватает:
2. Нераспределенная команда в офисе. Оптимальный вариант для стартапа — все сидят под одной крышей и делают общее дело.
Хорошие моменты:
Недостатки:
3. “Аренда” нераспределенной команды. Команда физически находится в одном офисе, но не в вашем.
Плюсы:
Минусы:
Иными словами, нужно исходить из потребностей и возможностей — здесь нет ничего хитрого.
Есть два типа: за факт сдачи проекта и за время.
В случае с фиксированной оплатой за проект всё понятно: подрядчик сдает проект, заказчик принимает, деньги перечисляются. Возможно, частями и с предоплатой. Схема работала бы идеально, если бы задачи были строго определены на старте, требования не менялись и конечный результат с вероятностью 100% сразу бы принимался заказчиком (ведь он не отступает от ТЗ). В реальности же, тем более в разработке стартапов, все сложнее. Лично наш опыт говорит о том, что через 1-2 месяца работы сам заказчик больше вникает в тему, меняются приоритеты проекта, появляются новые задачи. Это просто неизбежно, к этому нужно быть готовым. Фиксированной такую схему оплаты можно назвать с очень большими оговорками.
Поэтому когда вам называют жесткую сумму после оценки — не верьте. Лучший способ разрешить подобный конфликт: начать работать по фиксированной оплате, проверить команду в действии, чтобы со временем перейти на повременную оплату.
Оплата за время и ресурсы (Time & Material) — это почасовая оплата труда задействованных в проекте специалистов, “мозги в аренду по часам”. У каждого специалиста свой рейт (стоимость часа): руководитель проекта стоит дороже программиста, программист дороже тестировщика и так далее. С одной стороны, схема удобна для стартапов: возникли новые пожелания, захотели что-то переделать — пожалуйста, платите по тарифу, не обязательно всё учитывать в оценке на старте. Но есть и сложности. Так, например, схема требует определенного уровня доверия между заказчиком и исполнителем, так как в противном случае будут возникать неизбежные “а что это вы так медленно работаете, я ведь вам деньги плачу!”.
У почасовой оплаты есть еще несколько важных недостатков.
Первый: если генерировать слишком много изменений — получится дорого. Например, если взять базовую ставку 2000 рублей за час и среднюю загрузку специалиста 168 часов в месяц, то стоимость сотрудника составит 336 000 рублей в месяц. Поэтому почасовая схема применяется на небольшом объеме работ в фазе поддержки работающего проекта.
Еще один минус почасовой схемы: команда, которую берут в аренду по часам, оставшиеся часы трудится на других проектах — концентрация пропадает и получить 100% отдачу от команды становится невозможно.
Аренда команды на фиксированный срок (например, месяц). Более предпочтительная схема, у вас появляется закрепленная за вами команда нужных специалистов, стоимость которых рассчитывается по формуле “себестоимость + наценка”. Команда работает исключительно над вашим проектом, готовая в рабочее время решать любые задачи. Кроме того, многие команды дают скидки, если их нанимают “оптом”.
Есть такая маленькая, но очень важная деталь. Называется загруженность специалиста.
Пример:
Если считать, что часовой рейт программиста составляет, 2000 рублей, а дизайнера 1000 рублей, то по такой арифметике месяц команды программист+дизайнер обойдется вам в (2000+1000)*8*22 = 528 000 рублей. Но на самом деле дизайнер не нужен вам пять дней в неделю, а программист 8 часов в сутки. Поэтому итоговая сумма будет существенно меньше — за счет правильного распределения нагрузки.
По нашему опыту рабочая команда из 5 человек стоит 450-550 тысяч рублей в месяц.
Рисков много. Например:
Риски стартапов — это отдельная тема для такой увесистой статьи. Или книги. Поэтому слишком заостряться не будем, как-нибудь расскажем подробнее в следующий раз.
Все уже более или менее в курсе, в чем разница подходов. Но на всякий случай коротко поясним.
Waterfall (или “водопадная” модель) — это когда проект разрабатывается целиком, неитеративно. Подразумевает написание всеобъемлющей документации и четко определенных целей проекта.
Плюсы:
Возможные проблемы:
Agile (или “гибкая” модель) — когда проект разрабатывается небольшими этапами, цели меняются на ходу, документации уделяется меньше внимания.
Плюсы:
Возможные проблемы:
Нельзя однозначно называть один из подходов хорошим или плохим. Одна и та же команда может работать по agile или waterfall по-разному. Хотя гибкость для стартапов всё же приоритетнее стабильности — так уже окрепшие проекты переходят на еще более гибкие модели разработки (например, DevOps, где сотни изменений вносятся в проект ежедневно, запускается множество A/B-тестов и экспериментально выясняется, что больше нравится пользователям).
На этот вопрос уже был дан частичный ответ.
HR — очень проблемное место для стартапа. На старте у вас будет достаточно головных болей помимо рекрутинга. Но и набор команды — тот еще квест: кадров на рынке мало. Вариант с выращиванием собственных специалистов стартапу не подходит — это долго, а нам нужен быстрый взлет. Хантить из других проектов? Или у вас должен быть очень интересный и перспективный проект, или у вас должен быть очень толстый кошелек.
И даже если у вас все получилось и вы набрали свою первую команду — кто сказал, что эти люди сработаются? Что вам не понадобится заменить кого-то? Или добрать еще специалистов? А если человек вдруг заболеет или уволится? Он вообще может просто по-тихому слиться, особенно, если вы работаете с удаленщиками.
О плюсах и минусах своей команды и “команды в аренду” мы писали в ответе на вопрос 2.
Конечно, вопрос сугубо индивидуальный, однако кое-какие типовые сроки есть. Мы по своему опыту выделяем такие вехи в разработке стартапа:
В 100 случаях из 100 требования к проекту меняются после запуска MVP и оценки последствий. Поэтому — нет, не стоит.
Можете считать, что у вас есть 12 месяцев на подготовку к технологическому масштабированию после запуска. Конечно, если вы не купили рекламы на пару десятков миллионов в первый же день.
Кстати, посещаемость в 50 000 человек в сутки — это не повод для паники, их комфортно выдержит и один хороший сервер.
Помните, что каждый участник команды преследует свои корыстные цели. Вряд ли вы сможете создать у людей такую же мотивацию, как лично у вас. Программист предпочтет работать с интересной ему технологией, а дизайнер с радостью выложит новый интерфейс на behance — такие у них личные цели, отличные от цели стартапа..
Самый очевидный способ не допустить ситуации, когда на ваш бюджет разработчики осваивают незнакомые технологии: договорить о технологиях на берегу. Наличие в команде техлида — большой плюс. Специализация команды на определенных технологиях (например, Ruby, Python и PHP для веба, Swift для iOS, Java для Android) — еще один плюс.
В качестве пожелания: не стоит цепляться за модные новые технологии. Языков и фреймворков сегодня есть великое множество, притом нет никакой гарантии что они будут жить и про них будут помнить через год-полтора. Вряд ли вам нужен проект, написанный с помощью мертвых технологий.
Ключевой критерий для стартапа — технологии должны быть такими, чтобы можно было быстро найти замену команде в будущем.
Риск | Аренда команды | Аутсорс: почасовая оплата | Аутсорс: фиксированная оплата | Своя команда | Фрилансеры |
---|---|---|---|---|---|
Проблемы с трудоустройством | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует | Полный перечень ответственности, налогов, больничных и отпускных | Отсутствует |
Долгий поиск сотрудника | Нет | Нет | Нет | До 2 месяцев | Есть |
Долгое вхождение сотрудника в проект | Нет | Нет | Нет | До 3 месяцев | Нет |
Расходы на обучение | Нет | Нет | Нет | Есть | Нет |
Расходы на отпуск и больничные | Нет | Нет | Нет | Есть | Нет |
Риск “исчезновения” сотрудника | Нет | Нет | Нет | Есть | Есть |
Риск увольнения и долгой замены | Быстрая замена другим исполнителем | Быстрая замена другим исполнителем | Быстрая замена другим исполнителем | Защиты нет | Защиты нет |
Проблемы увеличения команды | Быстрое включение новых сотрудников | Быстрое включение новых сотрудников | Срок и стоимость исполнения закреплены в контракте | Полный цикл: поиск, найм, испытательный срок, обучение | Риски совместной работы нескольких фрилансеров |
Проблемы уменьшения размера команды | Нет риска | Нет риска | Нельзя уменьшить стоимость контракта | Увольнением сотрудников, на обучение которых вложены деньги. | Нет риска |
Юридическая защита | Есть | Есть | Есть | Есть | Нет |
Цена | Средняя | Высокая | Средняя | Средняя | Низкая |
Инфраструктурные расходы | Нет | Нет | Нет | Офис, оборудование, хозтовары | Нет |
Ощущение “это моя команда” | Есть | Нет | Нет | Есть | Нет |
Итого | 0/13 | 2/13 | 2/13 | 10/13 | 6/13 |
Понятно, что ни одно FAQ не способно охватить все те сотни вопросов, которые роятся в головах у ИТ-предпринимателей.
Будут вопросы — пишите, мы подскажем.
Концепт Riddler взят с DevianArt.