Rakuten — международная торговая платформа, которая существенно отличается от западных гигантов. Amazon и Ebay ориентируются на крупные магазины, собирая их предложения в едином маркете. Японский агрегатор изначально задумывался в ином ключе: это была торговая площадка для мелких продавцов, у которых не было собственного интернет-магазина. Rakuten давал им «торговое место» в интернете, приличный трафик, инструменты для взаимодействия с аудиторией и анонсирования новых товаров.
Таким образом, Rakuten изначально был больше похож на азиатский блошиный рынок, а не стерильный европейский торговый центр. Именно такая замкнутость на токийских продавцах, кропотливая работа с каждым позволила вскоре компании занять свою нишу на японском рынке и начать поход на запад. В 2000 году компания провела IPO.
Сегодня ежегодная прибыль Rakuten оценивается в 5,98 миллиарда долларов — это существенно меньше, чем у того же Amazon, но, как нам кажется, японцы не стремятся конкурировать с американцами. Во многом значительную роль играет сам бренд страны — многие покупают на Rakuten только потому, что там представлены или известные японские производители (Toyota, Sony, Yohji Yamamoto, Hello Kitty), или потому, что там много продукции с ярко выраженными национальными чертами (японский чай, электроника, одежда, игрушки, товары для хобби).
Компания была основана в 1997 году и восемь лет происходило ее становление на локальном рынке Японии. С 2005 года Rakuten взяла курс на расширение рынков сбыта — поэтом повысился интерес компании к технологическим стартапам из других стран.
Проанализируем историю приобретений Rakuten.
Rakuten покупает LinkShare, американскую партнерскую рекламную сеть. Этот год можно официально считать началом западного похода Rakuten — сделка позволила компании предлагать своим партнерам-продавцам (как японским, так и западным) продвигать товары на мировом рынке.
Сумма сделки: 425 млн долларов.
После долгого затишья, в период с мая по июнь 2010-го Rakuten совершила сразу три больших сделки:
Rakuten переключается на другие рынки: Европы и Латинской Америки. Главные приобретения компании за этот период — покупка ряда успешных компаний, занятых в сфере электронной торговли: бразильского Ikeda (разработка инструментов для e-commerce), немецкого Traforia (конструктор интернет-магазинов и их размещение на едином портале), британского Play.com (интернет-гипермаркет).
Также компания начинает идти в еще одном важном направлении, в которое вложит еще много инвестиций в будущем — это электронные книги. В 2011 Rakuten приобретает канадский Kobo, сервис для чтения книг и производителя читалок. Сумма сделки рекордная для этого года — $315 миллионов.
Компания начинает плотно работать с лояльностью клиентов и собственным сервисом — это подтверждает приобретение японского сервиса Spotlight, который автоматически фиксирует факт посещения сайта и вознаграждает пользователя бонусными очками. Еще одно полезное приобретение компании — облачный фулфилмент-сервис Webgistix.
Второй довольно неожиданный, на первый взгляд, ход: покупка сразу нескольких проектов, занимающихся видео. Это, в первую очередь, сингапурский сервис потокового видеовещания Viki, купленный за $200 милионов. В ту копилку добавляется видеосервис Wuaki.tv, позволяющий смотреть фильмы независимых режиссеров в онлайне.
Причины такого внимания к видеосервисам понятны: традиционное телевидение отходит на второй план, уступая место онлайн-сервисам, растет их ценность как рекламного канала. К слову, Amazon купит Twitch только через год.
Самый «дорогой» год для Rakuten — компания продолжает активное наступление на внешние рынки. Этот этап знаменуют сделки:
О том, что японцы поддерживают наступление на внешние рынке также говорит покупка рекламной сети DC Storm (представлена в США, Германии и Великобритании).
Работа над технической стороной собственного сервиса продолжается — Rakuten покупает Slice, сервис трекинга посылок.
Современные интересы Rakuten — это книжный ритейл и саморазвитие платформы. И то, и другое — давно известные направления. К слову, инвестирование японцев в российский Ozon тоже так или иначе связано с книгами: ведь Ozon контролирует «Литрес».
Самыми заметными сделками прошлого года стали:
Еще две значительных сделки 2015-го — приобретение сети мобильной и веб-рекламы Deep Forest Media, и азиатского букинг-сервиса Voyagin.
Как мы видим, компания и сегодня нацелена преимущественно на экспансию на Запад — если сравнивать с тем же Google, у которого большая часть приобретений приходится на стартапы из США — сделки Rakuten совершаются в подавляющем большинстве случаев с неяпонскими компаниями.
Главный сектор интереса — сервисы, улучшающие сервис платформы электронной коммерции, а также маркетинговые инструменты и рекламные сети. Еще одна точка интереса — компании с большой аудиторией и потенциалом: мессенждеры, сервисы видеостриминга.
Не стоит забывать, что Rakuten Retail, занимающаяся электронной торговлей — только часть Rakuten Group, в которую помимо этого входят подразделение, специализированные на путешествиях, онлайн-платежах, электронной безопасности, медиа, видеоконтенте, даже профессиональном спорте. Такой диверсификацией можно объяснить многие на первый взгляд неожиданные приобретения компании — например, покупку токийского Voyagin.
На фоне своих более раскрученных собратьев из США и Китая, Rakuten выглядит вечно «догоняющим» игроком, который то и дело пытается выкупить часть американского, азиатского или европейского рынка и помериться силами с местными лидерами. Это также толкает компанию на крупные сделки с сервисами, которые способны улучшить качество обслуживания Rakuten. Что ни говори, а в техническом плане компания пока что отстает от того же Amazon.
Тем выгоднее ситуация для технологических стартапов, которые работают в сфере e-commerce и намерены выгодно продаться в будущем. Они могут повернуть голову с Запада на Восток и присмотреться к японскому гиганту.