Как бы безумно ни звучал заголовок, смысл в нем есть.
Идея для бизнеса (будь то технологический стартап и пельменная) может прийти спонтанно. Это не значит неожиданно — но катализатором при этом будет служить совершенно случайное обстоятельство, вроде прочитанной строчки в журнале или увиденной уличной сцены.
«Если нужны хорошие идеи, надо несколько часов вообще не думать про бизнес. Я часто катаюсь на велосипеде по 3–4 часа, проветришь голову — сразу по-другому мыслить начинаешь, более ярко, четко. В принципе удачные идеи могут появиться в самых разных местах и ситуациях. » — Олег Тиньков неплохо отразил суть.
За идеей всегда следует анализ и критика. Применять для этого просто «здравый смысл» часто недостаточно. CB Insights предложили оригинальную классификацию ИТ-стартапов по иерархии человеческих потребностей, которую можно применять как шпаргалку при проверке идеи:>
Мы добавили еще пару ступеней потребностей и дополнили их стартапами, чтобы иерархия соответствовала оригинальной пирамиде Маслоу (хотя, как известно, сам Абрахам Маслоу никогда не рисовал пирамид в своей теории, но не суть).
Итак, как эту пирамиду можно применять:
Быстро проверить новую идею на «попадание» в потребности аудитории. Это важно с точки зрения позиционирования стартапа, чтобы он внезапно не стал «всем и сразу». Делаете образовательный проект — значит, ваш стартап попадает в категорию потребностей «познание». Делаете образовательный проект для дизайнеров с элементами социальной сети — значит, он захватывает сразу три ступени: «эстетика», «познание» и «уважение и признание».
Оценить, какие у вас будут конкуренты. Понятно, что на нашей схеме приведена только малая часть всех проектов, однако с ней будет легче понять, кто занимает ту же ступень, что и вы. Делаете стартап по защите информации? Взгляните на ступень «безопасность» (кстати, технологический бизнес в этой сфере — тренд, недавно делали обзор таких стартапов).
Оценить связанные потребности и возможности масштабирования. Вероятность того, что ваш проект будет удовлетворять одновременно и физиологические потребности пользователя, и его желание самореализоваться — очень маленькая (ступени находятся в разных частях пирамиды). А вот «познание» и «эстетика» находятся по соседству — именно поэтому «принадлежность» и «признание» так хорошо соседствуют в любой социальной сети.
Саму теорию не устают подвергать критике, и она, конечно, справедлива только для большинства людей. Например, альпинист, который взбирается на вершину, жертвует физиологическим комфортом ради самореализации. Кто знает, может быть, специально для них скоро появится свой стартап на Crunchbase.