Студия Михаила Кечинова

ruen
Навигация
Главная Цифровая дистрибуция: чем завлекать клиентов в пиратской гавани

Цифровая дистрибуция: чем завлекать клиентов в пиратской гавани

Пока Роскомнадзор бесчинствует, исходя из благородных попыток пресечь пиратство, это самое пиратство живет и процветает. «Как качали, так и будем качать», — говорят киноманы, геймеры, любители хэви и Бьянки.

Малый процент населения взывает остальных к совести: пожалейте издателей, разработчиков, музыкантов и т.д. Но массы глухи, как и всегда. В таком мире бизнес, основанный на продаже цифрового контента, должен очень сильно стараться быть привлекательнее пиратов. Или пасть в неравной схватке.

Итак, что стоит учесть любому бизнесу, продающему «цифру»?

Потребитель избалован онлайном (и это вам на руку)

Если бы пять лет назад мне сказали, что я нисколько не расстроюсь, когда сгорит мой винчестер на полтерабайта, набитый винрарной музыкой, я бы покрутил пальцем у виска.

Когда такой винчестер действительно сгорел с год назад — я и ухом не повел. Совершенной дикостью в 2016-ом видится всё это скачивание свежих альбомов, сортировка по папочкам, составление плейлистов в винампе или аимпе.

Простая версия плеера из девяностых и версия, симулирующая музыкальный центр. Какой был у вас?

Ничего скачивать уже просто не хочется. Отвыкаем. Меняется культура потребления цифрового контента. Поэтому в онлайне всё — фильмы, музыка, даже в игры теперь «играют» на Твитче или Ютубе (благо полстраны летсплееров, хлеб некому сеять).

Стать облачным хранилищем

Там, где это возможно — сервисы цифровой дистрибуции предоставляют свои сервера для хранения коллекций пользователей. И — снова обыгрывают пиратов.

Медиатека на жестком диске имеет очень большую вероятность накрыться вместе с ним. Записывать всё свое добро на DVD — было модно примерно во время расцвета группы Lumen. Покупать отдельный внешний накопитель для такого дела — довольно дорогое удовольствие (в 2014-м был был инцидент с тайваньскими заводами, цены выросли на 50%, потом кризис, дальше сами знаете).

Поэтому перспектива хранить свою коллекцию в облаках очень прельщает пользователя. Для него такая возможность будет еще одним камешком на чаше весов в вашу пользу.

Подавайте контент первым

В случае с теми же фильмами — на торрентах не появится контента приличного качества, пока не выйдет DVD. Именно поэтому люди, которым не терпится, идут в кино или платят за новый фильм на Амедиатеке.

В игровой индустрии есть предзаказы и season pass — когда пользователь платит за игру заранее, зато получает к ней доступ сразу же, как она появляется в продаже. В эпоху, когда Denuvo существенно задерживает выход новинок на пиратских ресурсах — очень существенное преимущество.

Делайте свой контент

Например, магазин игр может делать собственные локализации или составлять свои бандлы ("связки«игр по выгодной цене). Стриминг музыки — свои плейлисты и подборки от известных людей. Кино-сервис — свои версии переводов популярных сериалов.

Яндекс.Музыка регулярно выпускает свои плейлисты, основанные на мнении экспертных людей или музыкальных изданий.

Или даже запускает отдельные промо-страницы — как этот, посвященный Joy Division.

Хотя и нет гарантии, что потом это всё появится на торрентах, такое заботливое отношение к своим пользователям заставляет последних проникнуться симпатией к вашему ресурсу.

Рекомендуйте

Самый главный недостаток любой свалки пиратского контента — она остается слабо систематизированной свалкой. Хочется посмотреть что-то похожее на «Форреста Гампа», но посвежее? Приходится идти на «Кинопоиск», искать там фильм, находить в рекомендациях какого-нибудь «Уолтера Митти» и снова кочевать на трекер.

Steam чаще всего рекомендует популярные игры в категории, которой интересуется пользователь.

Задача не суперсложная, но удобство всё же страдает. Поэтому любой магазин, зарабатывающий на продаже «цифры» всегда под завязку набит сами разными рекомендациями.

Что интересно, рекомендации контента имеют практически тот же принцип, что и рекомендации товаров в интернет-магазинах. Та же Big Data, вот только задачи немного отличаются — здесь не продают пользователю другой товар «в нагрузку», а стремятся заинтересовать релевантным продуктом.

А в остальном, те же принципы — блоки с рекомендованным контентом на разных страницах, удержание клиента, отраслевая специфика.

Показывайте оценки и мнения авторитетов

Если рассматривать главный торрент-трекер страны, то на нем присутствует единственное выражение мнения других пользователей — это комментарии к конкретной раздаче.

Причем пишут там в основном не оценки фильму, альбому, игре или электронной книге, а дают оценку самой раздаче или вообще болтают друг с другом.

Вот почему платформы цифровой дистрибуции так много внимания уделяют комментариям, отзывам, оценкам пользователей, экспертным оценкам.

На ivi есть целых 3 рейтинга для фильмов: оценка пользователей сайта, «КиноПоиска» и IMDb. Существенно помогает выбрать кино на вечер.

У Steam есть специальные пользователи — кураторы. Они дают свои рекомендации, а подписчики им внимают. Собственная сеть лидеров мнений «из коробки».

Дайте удобный интерфейс

Что привлекательного в IVI, помимо бесплатных фильмов? А то, что им может пользоваться даже ребенок: найти и посмотреть любимых «Смешариков» или «Машу».

Или, например, старшее поколение — для которых операция «включить VPN-плагин, скачать торрент-файл, открыть в мюторренте, указать путь...» из раза в раз становится мучительным испытанием.

Поэтому со временем аудитория сервисов, которыми просто пользоваться, будет расти, а тех, которым сложно — падать.

Будьте мультиплатформенными

Скачивать пиратский фильм или музыку, хранить на жестком диске, скидывать в телефон или планшет, если собираетесь в дорогу — так контент потреблять уже не хочется.

А хочется проще: открыл медиатеку с планшета, выбрал фильмы, к которым нужен будет оффлайн-доступ на время вашего путешествия и готово.

Для того, чтобы смотреть фильмы с помощью Netflix, не нужно плясок с флешками, внешними накопителями или hdmi-кабелями длиной в полквартиры. Заводите один аккаунт и смотрите, на чем хотите.

Создавайте экосистему для потребителя

Вспомните все эти скандалы с музыкой ВКонтакте. Что заставляло людей менять уютненькие медиатеки на диске H:/ на плейлисты ВК? Что заставляет их сейчас менять бесплатные и легальные сервисы, типа Яндекс.Музыки, всё на тот же плейлист ВК?

Да всё просто, у человека было виртуальное пространство, где он натурально жил — общался, кликал фоточки, читал новости, смотрел ролики с ютуба. И тут же — его любимая музыка, ну не рай ли?

Зачем среднестатистическому человеку было заводить отдельный аккаунт для того, чтобы слушать музыку легально? Да чхал он на все лицензионные отчисления любимым группам, басист которой вынужден работать грузчиком по ночам, а солист продал почку, чтобы свести новую пластинку.

Когда всё внутри одной экосистемы — это круто, потому что у потребителя появляется в разы больше причин возвращаться и пользоваться сервисом.

Кстати, что там с легализацией музыки в ВК? Дальше обещаний новостей вроде не было. Исправьте, если ошибаюсь.

Основа выживания — сервис

Если подытожить всё написанное, то в этом заголовке уместится весь главный месседж.

При вменяемых ценах на лицензионную продукцию часть пользователей пойдет туда, где удобно и не нужно рыться в битрейтах и форматах, выбирать между DVDRip и BDRip, копаться в технических характеристиках и так далее.

Не каждому дано и интересно стать частью такого гик-сообщества и жить по его правилам. Поэтому простота, сервис, удобство — и люди к вам потянутся.

Или не потянутся?

А на рынок-то стоит выходить?

На самом деле, предприятие рискованное. И затратное. Например, когда Ростелеком запускал свой магазин видеоигр (аналог Steam или GOG) — потратил 14 миллионов рублей.

И это при условии, что у Ростелекома есть огромная база «готовых» пользователей, привлекать никого особо не нужно: выложил сервис, сделал рассылку, смотришь результаты.

Выходить и пытаться побороться за рынок того же Steam без хоть какой-то лояльной аудитории на старте, без трафика — очень суицидальная миссия. Как бы там ни было, если уже развиваете свой маленький уютный бизнес про цифровую дистрибуцию — не забывайте строить сервис вокруг контента.