Студия Михаила Кечинова

ruen
Навигация
Главная Как организовать корпоративный (внутренний) хакатон. Часть I, теоретическая

Как организовать корпоративный (внутренний) хакатон. Часть I, теоретическая

Здравствуйте, дорогие любители хакатонов.

В сегодняшней статье мы поговорим об организации корпоративного хакатона. То есть о тех хакатонах, которые проводятся исключительно внутри компаний и в которых участвуют сотрудники только одной компании. Поскольку статья получилась большая, я разделила ее на две части: философскую и прикладную. Сегодня речь пойдет о философской составляющей: зачем компании организовывать хакатон, какие цели можно достигнуть и основные моменты, которые нужно учитывать, если задумали сделать внутренний хакатон.

Цели корпоративного хакатона

Для начала, как в любом другом деле, я рекомендую определиться с целями. Сделать это очень просто. У любого формата мероприятий есть некоторое количество ценностей, которое оно может принести. У внутрикорпоративного хакатона они такие:

  • налаживание горизонтальных связей в компании;
  • создание и развитие кросс-функциональных команд внутри подразделений;
  • повышение лояльности сотрудников к компании и топ-менеджменту за счет создания заботливой атмосферы;
  • развитие продуктов компании;
  • разработка и выращивание новых проектов внутри компании;
  • поиск и внедрение новых инструментов и методик разработки продуктов через апробацию на хакатоне;
  • быстрая проверка гипотез на жизнеспособность;

Необходимо взять две, максимум три цели и планомерно идти к ним. Все цели сверх этого будут распылением.

Главная ценность корпоративного хакатона

Заключается в том, что вы выдергиваете своих сотрудников из привычной рабочей среды. Хакатон проводится у вас в офисе, но вашей главной задачей будет организовать все так, чтобы у сотрудника не было ощущения, что он на работе. Делается это организацией рабочего пространства в другом месте. Тогда, при смене обстановки, происходит щелчок в мозгах, который позволит перенастроиться на экстремальный темп работы.

Что запрещается на корпоративном хакатоне

Основные моменты, которые могут показаться мелочами, но которые на самом деле мега-важны:

  1. Нельзя платить сверхурочные за время, проведенное на хакатоне. Здесь мы имеем неформальный договор сотрудник-компания: компания инвестирует деньги в организацию мероприятия, сотрудник инвестирует время, проведенное на хакатоне. Если корпоративный хакатон провалился за отсутствием аудитории, которая хотела оплаты своего времени, это 100% вина организатора.
  2. Нельзя покупать дорогостоящие призы и давать в качестве приза крупные суммы денег. Для участия в хакатоне вам нужно разработать целую систему мотивации, которая не подразумевает ни того, ни другого. Очень, очень скверно, если сотрудник участвует в хакатоне ради ништяка.
  3. Нельзя подходить к организации внутреннего хакатона спустя рукава. Недостаточно будет взять мальчика-стажера и ждать выполнения задач. К организации должны быть привлечены как рядовые, так и топ-менеджеры как минимум для консультаций с основными организаторами. Причина этого «нельзя» заключается в том, что при плохой организации вы получите не просто «0%» достижения задач, но в дополнение - массу негатива от сотрудников и долгий шлейф обсуждений на кухне и в курилках. То есть делать надо либо хорошо, либо не делать.
  4. Нельзя считать хакатон панацеей решения каких-то проблем. Данный формат, даже внутри компании – всего лишь инструмент, с помощью которого можно попытаться решить те или иные задачи. Сам по себе формат без приложенных ничего не сделает.

Как мотивировать участников корпоративного хакатона

Остановлюсь на ней отдельной строкой. Мотивация – основная трудность внутреннего хакатона. Так как качество выполнения задач напрямую зависит от количества сотрудников, пришедших на мероприятие, то на нее следует обратить повышенное внимание.

Сотрудники крупных компаний тяжелы на подъем (извините за правду, ребята), поработать придется серьезно.

Ключ к правильно мотивированному коллеге – показать ему понятные перспективы для него самого или его проекта после хакатона. И главное – выполнение обещаний после него чтобы, опять же, избежать недовольства.

Мотивировать сотрудников нужно заранее и разными методами. На кого-то действуют информационные рассылки с подробным описанием, зачем нужно участвовать в корпоративном хакатоне. На другого - личное обращение руководителя отдела или директора. Кто-то вдохновится плакатом или листовкой. Зацепить человека можно по-разному, поэтому необходима интенсивность обстрела и большое разнообразие мотивашек.

Методы, которые используем мы для корпоративных хакатонов на заказ – плакаты, рассылки, листовки, наши личные обращения к сотрудникам компаний как непосредственных организаторов корпоративного ивента и людей с опытом организации хакатонов. Параллельно с нами подпольную работу по внедрению нужных настроений ведут топ-менеджеры и руководители отделов. Через официальные митинги, чаепития, пивные посиделки и другие обычные в этой компании общие сборы.

Крючки мотивации

Основные посылы, которые работают (на практике) на привлечение участников:

  1. Внятно обрисованные перспективы развития идей сотрудников внутри компании.
  2. Фан и заряд энергии.
  3. Улучшение жизни в компании за счет разработанных проектов.
  4. Продавливание удобных разработчикам инструментов и технологий.

Разгон и проработка идей

Кроме партизанского внедрения нужных настроений необходимо провести официальный разогрев. Мы организуем warm-up за три недели до даты X, куда приглашаем всех желающих и на котором подробно рассказываем, что будет за мероприятие, кого мы ждем, чего ожидать и как все будет проходить.

Там же проходит предварительная презентация идей в формате 90 секунд для получения обратной связи и просто для тренировки. Мероприятие получается, откровенно говоря, скучное, но почему-то зашкаливающе эффективное.

С философией на этом закончим. В следующей статье я расскажу технические подробности организации корпоративного хакатона: какие даты выбрать, как организовать рабочее пространство, какую программу сделать и какие выбрать призы, а также другие мелочи.

Автор - Евгения Овчинникова – сооснователь Студии Михаила Кечинова, организатор HackDay.
Технические подробности организации хакатонов того же автора: http://mkechinov.ru/hackathons_manual.html