Студия Михаила Кечинова

ruen
Навигация
Главная Отчет за год: стартапы, которые привлекли инвестиции в миллионы долларов, но закрылись

Отчет за год: стартапы, которые привлекли инвестиции в миллионы долларов, но закрылись

Картинка с сайта e-readings.

Сегодня мы вспоминаем стартапы, которые привлекли миллионы долларов, но по тем или иным причинам вынуждены были закрыться совсем недавно. На ошибки, которые они совершали, стоит обратить внимание каждому технологическому бизнесу — поэтому радует, что основатели охотно делятся своим негативным опытом.

Secret

Что: анонимная социальная сеть.

По словам основателя стартапа, David Byttow, команде Secret удалось создать продукт, которым пользовались 15 миллионов человек. Дэвид написал прощальную статью на Medium, в которой рассказал, что проект не оправдал его надежд.

Инвестиции: Приложение Secret привлекло 35 миллионов долларов в трех раундах.

Старт: январь 2014

Закрытие: апрель 2015

Срок жизни: 15 месяцев

Причина: «Secret не представляет собой то видение, которое было у меня, когда я начинал компанию. Я верю, что это правильное решение для меня, наших инвесторов и команды».

Как запомнился: идея казалась действительно перспективной и будоражащей, особенно на волне всеобщего стремления к анонимности (которое набрало обороты примерно в 2014). Парадоксальность идеи привлекала новых пользователей, однако в итоге продукт оказался слишком нишевым. Когда Secret запустился в России, Дэвид Биттоу так прокомментировал поведение российских пользователей: «Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента». В проект инвестировал Эштон Кутчер и его A-Grade Investments.

Clinkle

Что: мобильный сервис, который позволяет производить платежи посредством ультразвука (технология Aerolink).

То, что начиналось как универсальная платежная платформа, которая заменит всё и вся, в итоге вылилось в несколько скандалов, увольнений и потерю инвесторов.

Инвестиции: стартап привлек 30.5 миллионов долларов в четырех раундах.

Старт: 2011

Закрытие: пивот сделан в сентябре 2014.

Срок жизни: номинально стартап жив, однако руководство резко сузило функциональность Clinkle — теперь сервис для студентов, который позволяет производить платежи и зарабатывать “подарки”, которые в числе прочего можно пересылать друзьям.

Причина: сам Лукас Дюплан, основатель стартапа, признает ряд своих управленческих ошибок, ссылаясь на неопытность.

Как запомнился: Clinkle был и остается одним из примеров типичных “стартапов мечты” — харизматичный руководитель, быстрый рост, внимание прессы, скандалы и, конечно, неугасимая вера основателя в благоприятный исход всего дела. На раннем этапе Ричард Брэнсон и StartX инвестировали в проект 5 миллионов долларов.

Grooveshark

Что: рекомендательный сервис музыки.

Сервис, где пользователи могли загружать композиции, доступные всем, организовывать их в плейлисты и пользоваться музыкальными рекомендациями (Grooveshark Radio).

Инвестиции: стартап привлек 4,6 миллиона долларов в трех раундах.

Старт: март 2006

Закрытие: апрель 2015

Срок жизни: 9 лет 2 месяца

Причина: иски о нарушении авторских прав от Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group. На официальном сайте проекта можно увидеть прощальное обращение к пользователям от 30 апреля 2015-го. Ныне проект переродился как grooveshark.im

Как запомнился: как один из самых масштабных музыкальных проектов, в ядре которого были персональные рекомендации. Grooveshark дал миру много хороших идей, но допустил стратегическую ошибку в отношении вопроса авторских прав. Буквально на днях стало известно о смерти основателя сервиса, 28-летнего Джоша Гринберга.

FOBO

Что: iOS-приложение для продажи б/у-гаджетов онлайн.

Сервис анализировал eBay-цены на выставляемый товар, после чего проводился 97-минутный аукцион. Если продажи не происходило — товар по стартовой цене выкупал сам сервис, после чего занимался его перепродажей (с комиссионным вознаграждением сервиса в 15%). В своем тумблере разработчики попрощались с пользователями и сообщили о закрытии сервиса.

Инвестиции: стартап привлек 1,6 миллиона долларов в двух раундах.

Старт: январь 2011

Закрытие: сентябрь 2014

Срок жизни: 3 года 11 месяцев

Причина: сервису так и не удалось стать чем-то большим, нежели “промежуточным решением” между eBay и Gazelle. По факту приложение было удобным и модель работала, однако переломить пользовательские привычки не удалось — большинство продолжило пользоваться привычными сервисами.

Как запомнился: как один из самых забавных способов продать что-нибудь ненужное, так и не ставший массовым.

Allmyapps

Что: первый стор для Windows PC.

Сервис был призван помочь быстро устанавливать новые приложения для Windows, а также обновлять уже установленные.

Инвестиции: привлек 1,4 миллиона долларов в двух раундах.

Старт: июнь 2009

Закрытие: октябрь 2014

Срок жизни: 4 года 5 месяцев

Причина: Первые инвестиции в размере 70 тысяч евро стартап получил от друзей и родственников, в марте 2014 компания вышла на месячную прибыль в 30 тысяч евро, в то время как для коммерческого успеха было нужно в два раза больше. Бизнес был продан IronSource, партнеру Allmyapps, с которым стартап сотрудничал более полутора лет. Стоимость сделки составила 361 тысячу евро.

Как запомнился: как амбициозный и в то же время очень «домашний» проект, который хотел сделать жизнь пользователей проще.

Circa News

Что: новостное приложение для смартфонов.

Circa продвигала идею фолловинга отдельных историй, измеряла, как много знает конкретный пользователей о конкретной истории. Новые материалы предлагались исходя из знаний о пользователях: каждый получал только новую для себя информацию.

Инвестиции: проект привлек 5,7 миллионов долларов в девяти раундах..

Старт: декабрь 2011

Закрытие: июнь 2015

Срок жизни: 3 года 7 месяцев

Причина: Как сказал один из основателей проекта, Алекс Кантровиц, «мы пытались сделать что-то очень непохожее, брали на себя огромные риски, сделали продукт, который заполнил целую новую нишу. Мы наслаждались каждым моментом, пока не закончились деньги и мы не провалились». Другой сооснователь, Мэтт Гэллиген, написал прощальное письмо всем пользователям на Medium.

Как запомнился: как смелый эксперимент, который в корне перевернул наше представление о новостных сайтах и заставил удивляться: «почему никто раньше так не сделал?». Проект Circa был приключением, но так и не смог стать бизнесом.

И так далее

Мы рассмотрели только самые заметные стартапы, которые закрылись в 2015 или в конце прошлого года. Но вспомните, сколько их полегло в 2014-ом — тот же Twitpic, один из самых популярных фотохостингов, был вынужден закрыться под давлением Twitter прошлой осенью.

А сколько закрытий масштабом поменьше осталось без внимания?

  • Critica, сборщик отзывов для веб-сайтов, закрыт в марте 2015 из-за проблем с финансированием.
  • orat.io, плагин для проведения пользовательского голосования, закрыт в апреле 2015-го.
  • Cusoy, сервис для поиска ресторанов для аллергиков, закрыт в январе 2015-го – не удалось добиться устойчивости бизнеса.
  • College Inside View, сервис, позволяющий университетам и колледжам собирать отзывы студентов, закрыт в феврале 2015 просто из-за того, что не получил нужной заинтересованности.
  • ...


Заключение

По данным CB Insights технологические стартапы умирают спустя примерно 20 месяцев с последнего раунда финансирования и когда сумма инвестиций переваливает за 1,3 миллиона долларов.

В целом среди наиболее популярных причин провала можно назвать:

  • Недостаток управленческого опыта у основателей. Очень много авторов громких стартапов после их закрытия скромно признаются в этом в своей колонке на Medium.
  • Прямое давление со стороны “больших” конкурентов. Как это было в случае с Grooveshark или, например, Twitpic.
  • Сильная зависимость от сторонних сервисов. Так Яндекс работал над сервисом, который рекомендовал заведения и новости, исходя из действий друзей в Facebook. Проект пришлось свернуть, когда социальная сеть закрыла API (к слову, API Facebook — взрывоопасная штука, разработчики то и дело его меняют).
  • Смежная или одинаковая аудитория с уже популярными сервисами. До того же Secret уже был Whisper, а до FOBO был eBay. В то же время новый сервис не предлагал ничего радикально нового. У ВКонтакте получилось во многом благодаря низкой популярности Facebook среди российской молодежи в начале 2000-ых.

Иногда кажется, что новый стартап появляется только затем, чтобы потом стать статьей на Medium с излияниями автора. Конечно, где-то посередине затерялось важное звено — инвестиции и ожидания инвесторов.

Рейтинг популярных причин, по которым стартапы терпят крах, одни и те же год от года: не заинтересовали инвестора, не было стабильной опытной команды, не было управленческого опыта, не провели анализ целевого потребителя. Казалось бы, это же стартап, подготовься к нему как подобает!

Почему-то есть чувство, что среди тех самых “признаков стартапа на миллиард”, которыми кормят нас нишевые СМИ, стартаперы вычленяют только “прорывная безумная идея”, “будь одной ногой в будущем” и прочие радикально-воодушевляющие вещи.

Понятно, что думать о стабильности разработки, бизнес-модели и финансовой устойчивости как-то сильно скучнее. Но о чем думает человек, который хочет создать конкуренцию WhatsАpp, просто проводя бренд-репозиционирование своей версии мессенджера и добавляя совсем чуть функциональных отличий? Пусть это будет WhatsApp для бизнес-коммуникаций? Ну-ну.

Вот и имеем, что имеем. Хотя, конечно, это не ко всем относится.

Желаем новичкам в области технологического предпринимательства взвешивать каждое решение.