Картинка с сайта e-readings.
Сегодня мы вспоминаем стартапы, которые привлекли миллионы долларов, но по тем или иным причинам вынуждены были закрыться совсем недавно. На ошибки, которые они совершали, стоит обратить внимание каждому технологическому бизнесу — поэтому радует, что основатели охотно делятся своим негативным опытом.
Что: анонимная социальная сеть.
По словам основателя стартапа, David Byttow, команде Secret удалось создать продукт, которым пользовались 15 миллионов человек. Дэвид написал прощальную статью на Medium, в которой рассказал, что проект не оправдал его надежд.
Инвестиции: Приложение Secret привлекло 35 миллионов долларов в трех раундах.
Старт: январь 2014
Закрытие: апрель 2015
Срок жизни: 15 месяцев
Причина: «Secret не представляет собой то видение, которое было у меня, когда я начинал компанию. Я верю, что это правильное решение для меня, наших инвесторов и команды».
Как запомнился: идея казалась действительно перспективной и будоражащей, особенно на волне всеобщего стремления к анонимности (которое набрало обороты примерно в 2014). Парадоксальность идеи привлекала новых пользователей, однако в итоге продукт оказался слишком нишевым. Когда Secret запустился в России, Дэвид Биттоу так прокомментировал поведение российских пользователей: «Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента». В проект инвестировал Эштон Кутчер и его A-Grade Investments.
Что: мобильный сервис, который позволяет производить платежи посредством ультразвука (технология Aerolink).
То, что начиналось как универсальная платежная платформа, которая заменит всё и вся, в итоге вылилось в несколько скандалов, увольнений и потерю инвесторов.
Инвестиции: стартап привлек 30.5 миллионов долларов в четырех раундах.
Старт: 2011
Закрытие: пивот сделан в сентябре 2014.
Срок жизни: номинально стартап жив, однако руководство резко сузило функциональность Clinkle — теперь сервис для студентов, который позволяет производить платежи и зарабатывать “подарки”, которые в числе прочего можно пересылать друзьям.
Причина: сам Лукас Дюплан, основатель стартапа, признает ряд своих управленческих ошибок, ссылаясь на неопытность.
Как запомнился: Clinkle был и остается одним из примеров типичных “стартапов мечты” — харизматичный руководитель, быстрый рост, внимание прессы, скандалы и, конечно, неугасимая вера основателя в благоприятный исход всего дела. На раннем этапе Ричард Брэнсон и StartX инвестировали в проект 5 миллионов долларов.
Что: рекомендательный сервис музыки.
Сервис, где пользователи могли загружать композиции, доступные всем, организовывать их в плейлисты и пользоваться музыкальными рекомендациями (Grooveshark Radio).
Инвестиции: стартап привлек 4,6 миллиона долларов в трех раундах.
Старт: март 2006
Закрытие: апрель 2015
Срок жизни: 9 лет 2 месяца
Причина: иски о нарушении авторских прав от Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group. На официальном сайте проекта можно увидеть прощальное обращение к пользователям от 30 апреля 2015-го. Ныне проект переродился как grooveshark.im
Как запомнился: как один из самых масштабных музыкальных проектов, в ядре которого были персональные рекомендации. Grooveshark дал миру много хороших идей, но допустил стратегическую ошибку в отношении вопроса авторских прав. Буквально на днях стало известно о смерти основателя сервиса, 28-летнего Джоша Гринберга.
Что: iOS-приложение для продажи б/у-гаджетов онлайн.
Сервис анализировал eBay-цены на выставляемый товар, после чего проводился 97-минутный аукцион. Если продажи не происходило — товар по стартовой цене выкупал сам сервис, после чего занимался его перепродажей (с комиссионным вознаграждением сервиса в 15%). В своем тумблере разработчики попрощались с пользователями и сообщили о закрытии сервиса.
Инвестиции: стартап привлек 1,6 миллиона долларов в двух раундах.
Старт: январь 2011
Закрытие: сентябрь 2014
Срок жизни: 3 года 11 месяцев
Причина: сервису так и не удалось стать чем-то большим, нежели “промежуточным решением” между eBay и Gazelle. По факту приложение было удобным и модель работала, однако переломить пользовательские привычки не удалось — большинство продолжило пользоваться привычными сервисами.
Как запомнился: как один из самых забавных способов продать что-нибудь ненужное, так и не ставший массовым.
Что: первый стор для Windows PC.
Сервис был призван помочь быстро устанавливать новые приложения для Windows, а также обновлять уже установленные.
Инвестиции: привлек 1,4 миллиона долларов в двух раундах.
Старт: июнь 2009
Закрытие: октябрь 2014
Срок жизни: 4 года 5 месяцев
Причина: Первые инвестиции в размере 70 тысяч евро стартап получил от друзей и родственников, в марте 2014 компания вышла на месячную прибыль в 30 тысяч евро, в то время как для коммерческого успеха было нужно в два раза больше. Бизнес был продан IronSource, партнеру Allmyapps, с которым стартап сотрудничал более полутора лет. Стоимость сделки составила 361 тысячу евро.
Как запомнился: как амбициозный и в то же время очень «домашний» проект, который хотел сделать жизнь пользователей проще.
Что: новостное приложение для смартфонов.
Circa продвигала идею фолловинга отдельных историй, измеряла, как много знает конкретный пользователей о конкретной истории. Новые материалы предлагались исходя из знаний о пользователях: каждый получал только новую для себя информацию.
Инвестиции: проект привлек 5,7 миллионов долларов в девяти раундах..
Старт: декабрь 2011
Закрытие: июнь 2015
Срок жизни: 3 года 7 месяцев
Причина: Как сказал один из основателей проекта, Алекс Кантровиц, «мы пытались сделать что-то очень непохожее, брали на себя огромные риски, сделали продукт, который заполнил целую новую нишу. Мы наслаждались каждым моментом, пока не закончились деньги и мы не провалились». Другой сооснователь, Мэтт Гэллиген, написал прощальное письмо всем пользователям на Medium.
Как запомнился: как смелый эксперимент, который в корне перевернул наше представление о новостных сайтах и заставил удивляться: «почему никто раньше так не сделал?». Проект Circa был приключением, но так и не смог стать бизнесом.
Мы рассмотрели только самые заметные стартапы, которые закрылись в 2015 или в конце прошлого года. Но вспомните, сколько их полегло в 2014-ом — тот же Twitpic, один из самых популярных фотохостингов, был вынужден закрыться под давлением Twitter прошлой осенью.
А сколько закрытий масштабом поменьше осталось без внимания?
По данным CB Insights технологические стартапы умирают спустя примерно 20 месяцев с последнего раунда финансирования и когда сумма инвестиций переваливает за 1,3 миллиона долларов.
В целом среди наиболее популярных причин провала можно назвать:
Иногда кажется, что новый стартап появляется только затем, чтобы потом стать статьей на Medium с излияниями автора. Конечно, где-то посередине затерялось важное звено — инвестиции и ожидания инвесторов.
Рейтинг популярных причин, по которым стартапы терпят крах, одни и те же год от года: не заинтересовали инвестора, не было стабильной опытной команды, не было управленческого опыта, не провели анализ целевого потребителя. Казалось бы, это же стартап, подготовься к нему как подобает!
Почему-то есть чувство, что среди тех самых “признаков стартапа на миллиард”, которыми кормят нас нишевые СМИ, стартаперы вычленяют только “прорывная безумная идея”, “будь одной ногой в будущем” и прочие радикально-воодушевляющие вещи.
Понятно, что думать о стабильности разработки, бизнес-модели и финансовой устойчивости как-то сильно скучнее. Но о чем думает человек, который хочет создать конкуренцию WhatsАpp, просто проводя бренд-репозиционирование своей версии мессенджера и добавляя совсем чуть функциональных отличий? Пусть это будет WhatsApp для бизнес-коммуникаций? Ну-ну.
Вот и имеем, что имеем. Хотя, конечно, это не ко всем относится.
Желаем новичкам в области технологического предпринимательства взвешивать каждое решение.