Студия Михаила Кечинова

ruen
Навигация
Главная Краудфандинг как способ начать стартап

Краудфандинг как способ начать стартап

Типичные пациенты

Автор приложения просит денег на крауд-платформе. Приложение блокирует рекламу в браузере.

Еще пример: банда студентов-единомышленников решает открыть свою веб-студию и делать сайты. Набрав 150 рублей, они закрывают страничку проекта.

Или еще: рукодельная барышня устраивает на странице проекта магазин: предлагая каждому бекеру эксклюзивный галстук с оленями. Чем занимается компания барышни? Пошивом эксклюзивных галстуков с оленями.

Направление понятно, давайте перейдем к причинам, по которым у вас не получится стартовать свой скромный бизнес на общественные деньги.

Как неправильно расценивают краудфандинг

Есть несколько популярных заблуждений, из-за которых на крауд-платформы идут те, кому там делать нечего. Обычно это молодые бизнесмены, которые где-то услышали о таком способе финансирования и загорелись идеей быстро сколотить капитал для старта.

А как оно обстоит на самом деле: Легкие деньги, минимум затрат — миф

Придется не просто затрачиваться, придется выкладываться. Заниматься только своей кампанией долгие месяцы — сначала подготовкой, потом контролем.

На что именно уйдут ресурсы:

Копирайтинг. Основа любой крауд-кампании — описание проекта. Если это плохо написано, читатель или не поймет, о чем речь, или не захочет платить. Если даже вы не платите копирайтеру или корректору — сами просидите над текстом не один день. Текст должен внятно доносить идею, воодушевлять, содержать банальные призывы к действию и при этом не быть рекламно-зазывным.

Так, например, автор одного из успешных проектов Boomstarter, морской экспедиции «Акватилис», рассказывает:

«Мы готовили текст впятером три месяца, давали его почитать всем, кому только можно, перечитывали сами (и, признаюсь, сейчас я бы написал его совсем по-другому). Если люди не понимают, что и зачем ты делаешь, — это провал. Надо объяснить, кто ты, что делаешь, почему это круто и важно».

Графика. Об этом сто раз писали, но всё же тезис справедливый: на этапе, когда вам особо нечего показать, показывайте красивую картинку. Будет это инфографика или просто хорошо сделанные иллюстрации, скетчи и т.д.

Видео. Еще один столп хорошей кампании. Всё подробно расписано вот в этой статье. К слову, там есть «классические» примеры удачных видео Тима Шейфера, Брайана Фарго, авторов Oculus Rift, а также несколько российских удачных роликов.

Прототип. Если есть такая возможность — всегда показывайте прототип. Сделанный в Balsamiq или Axure, если у вас сайт или мобильное приложение, или распечатанные на 3D-принтере, если у вас продуктовый hardware-стартап. История отечественного проекта Lightpack на Кикстартере — тому подтверждение.

Награды бекерам. Речь о тех самых плюшках, пусть и символических. Их нужно придумать, а потом сделать и организованно разослать. При этом не забывая отвечать на жалобы в соцсетях о том, что «мне ничего не пришло, это возмутительно».

Итого, речи о легких деньгах вообще не идет. Если даже вы своими силами в состоянии обеспечить высокое качество всего вышеперечисленного — надо пахать. Притом что выхлоп не факт что будет соответствовать цели.

Основатель проекта nalichniki.com, Иван Хафизов, так говорит о краудфандинге как не лучшем способе заработать денег на свое любимое дело:

«Вообще, если подходить к краудфандингу как к работе, то это, конечно, из пушки по воробьям. Вот с ноября по март на него уходило по 3 часа ежедневной работы. В итоге я получил 120000 минус налоги. Можно найти кучу способов, в том числе более простых, чтобы заработать те же деньги быстрее».

Краудфандинг работает только для массовых продуктов

Фактически в проект инвестирует конечная аудитория. Если ваш продукт для широкого потребителя — то есть вероятность, что наберете сумму. Если предлагаете узкоспециализированную услугу — будь ваше предложение хоть тысячу раз крутым и правильным, получите мало. Просто из-за того, что на крауд-платформах размер поступлений от одного участника измеряется далеко не десятками тысяч долларов.

Нет соцнагрузки — нет денег

Краудфандинг — это не про бизнес. В первую очередь за проекты «голосуют» сердцем, делая своя скромные пожертвования тем, кто смог взволновать. В случае с крауд-платформами никого не волнует, что ваша служба доставки пиццы по бизнес-плану окупится через два с половиной года. Это не сработает, сухие цифры здесь никого не волнуют. Зато если вы жертвуете 1% с прибыли на помощь бездомным животным, используете только бумажные эко-пакеты и электробайки — сразу становитесь привлекательнее для массового потребителя.

Гузель Санжапова, основатель Cocco Bello, подчеркивает важность социальной составляющей:

«Люди не любят, когда ты пытаешься построить бизнес за их счет. При этом у тебя на руках только проект бизнеса, даже не первый продукт. Если показать спонсорам обратную сторону медали — какую социальную нагрузку несет твой проект — и при этом дать попробовать продукт, то есть вероятность, что они не пройдут мимо»

Здесь инвестируют в личности

У вас есть опыт успешного бизнеса? Причем такого, чтобы о нем знали. Скорее всего нет, иначе какой смысл вам, успешному бизнесмену, просить денег через краудфандинг 

Краудфандинг — это для фанатов

По статистике Kickstarter, с большим отрывом впереди всех идут проекты, которые можно объединить в одну большую категорию: «увлечения». Кино, музыка, литература, игры, комиксы, безумные гаджеты — всё это удел определенного круга увлекающихся лиц.

Кто-то всерьез разделяет ваше увлечение вашим же бизнесом? Вряд ли.

Диаграмма с Crowdfunding Russia

Толпа поддерживает милое инди

Обычному приземленному бизнесу нет места в краудфандинге. То, что вы делаете, должно относиться к одной из популярных категорий выше и создавать положительные эмоции или нести пользу обществу. И уже потом приносить вам прибыль. Кажется, в бизнес-мышлении все наоборот.

Все эти особенности усугубляются очень простым, но болезненным для многих парадоксом: толпа не терпит фальши и приукрашивания действительности. Это при условии, что на старте нового бизнеса часто вообще не понятно, что можно обещать, а что нет. Тонкий баланс между «скромный, но бедный» и «собрал сумму, но не выполнил обещаний» — соблюсти его в итоге могут единицы.

Но есть же краудинвестинг

Не нужно путать краудфандинг с краудинвестингом. Первое больше похоже на бескорыстное пожертвование на благое дело, второе — на покупку доли в бизнесе. Вроде бы по определению краудинвестинг подходит бизнесу-стартапу. Но нет.

Объяснение очень простое и логичное, и оно кроется в первой части термина: «крауд», «толпа». Непрофессиональные инвестиции.

То есть если человек идет на Crunchbase или AngelList, для него инвестировать — это работа. Одному проекту 10 000, другому 25 000. И так каждый день. Экономика посчитана, риски минимизированы, все яйца в разных корзинах.

Краудинвестинг — это инвестиции, фактически сделанные на удачу. Для бекера на такой плафторме те же самые 25 000 — это все его накопления за год, два или пять лет. Куда прагматичнее вложить их в нечто более материальное, безрисковое. А любители рисковать могут с таким же успехом просто купить на все фишек.

Более развернуто рассказывает об изъянах крауд-инвестинга Петр Вырупаев с Planeta.ru:

«Краудинвестинговые площадки, в каком формате их хотят сформировать в России, рассчитаны на средний класс... его основная задача — приумножить или как минимум сохранить свои деньги, поэтому инвестиции в проекты на этапе стартапа явно не для них... Остаются только игроки, которые и сегодня играют на бирже, сидят на „Форексе“, спекулируют криптовалютами. Им может быть интересен краудинвестинг, но из-за длительности проектов и невозможности выйти из них, интерес игроков будет крайне невелик».

Как можно использовать крауд-платформы

Все не настолько безрадостно. Выход видится в использовании краудфандинговых площадок не в качестве привлечения реальных инвестиций, а в качестве мощной PR-платформы для молодого бизнеса.

Ведь фактически ресурсы наподобие Kickstarter, Boomstarter или Planeta имеют такие преимущества, как:

  • Выход на потенциальных потребителей. Вы можете популярно рассказать о своем бизнесе в виде развернутой истории и запомниться потребителям.
  • Посещаемость журналистами из профильных СМИ. Такие площадки генерируют инфоповоды, если ваш проект окажется достаточно интересным, о нем могут бесплатно написать СМИ. Кто не любит фримедиа?
  • Выход на инвесторов. Через прямой контакт на краудфандинговой площалдке или уже после публикаций в СМИ — у вас появляется шанс найти крупных инвесторов.
  • Инструмент исследования спроса. Хотите проверить бизнес-гипотезу на группе потенциальных потребителей — краудфандинговая платформа как нельзя лучше для этого подходит. Успех можно измерять не только в собранных суммах, но и судить о нем по обратной связи.

Только не забывайте делать MVP (минимально жизнеспособный продукт), если у вас технологический бизнес — это на него в первую очередь будут смотреть и потребители, и журналисты, и инвесторы.